Последние темы
МЕСТНОЕ ВРЕМЯ
© 2011- 2021 РП "а3" international news
Материалы иностранных изданий и авторов статей, публикуемых на сайте содержат мнения исключительно зарубежных (западных) средств массовой информации и личные мнения авторов, что не всегда отражает мнение редакции "а3". Настоящий ресурс может содержать материалы 18+. Фоновое изображение для логотипа портала частично взято с оригинальной фотографии Елены Ефременко "Мыс Бриннера" (Дальнегорск) Внимание!
Комментарии посетителей портала являются мнениями лиц, их написавших, и могут не совпадать с мнением редакции. Редакция оставляет за собой право удалять любые комментарии с сайта или редактировать их в любой момент. Запрещено публиковать комментарии, содержащие оскорбления личного, религиозного, национального, политического характера или нарушающие иные требования законодательства РФ. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Если вы считаете, что публикация того или иного материала на нашем сайте нарушает законные права правообладателя, свяжитесь с нами.
Евроньюс
Монгохто – горизонт нашего солнца. Возвращение.
+12
Токмаков Владимир
панфилов юрий
Паскаль
Aldis
Федор Ильченко
Nataliy
Пряшников
ironit
Андрей
jeygnom
VL.RF
pomni
Участников: 16
аЗ int. news :: аЗ int. news :: RUSSIA :: МАЛАЯ РОДИНА
Страница 3 из 10
Страница 3 из 10 • 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
Re: Монгохто – горизонт нашего солнца. Возвращение.
Точно сказано. Лучше которого никогда не будет.pomni пишет:Словами не выразить, как хочется в детство вернуться, в то самое время, лучше которого ничего уже никогда не будет.
В очередной раз благодарю авторов всех показанных на этом форуме фотографий.
Эти дороги знают все.
VL.RF- Сообщения : 481
Дата регистрации : 2011-03-19
Возраст : 54
Откуда : Восточное побережье России
Лето в Монгохто. Мои воспоминания о Монгохто.
Утро летом в Монгохто. Какое оно? Иногда туманное, но в основном первые лучи солнца проникали в мою комнату и будили с утра по-раньше. Вспомним лето в Монгохто!!!
VL.RF- Сообщения : 481
Дата регистрации : 2011-03-19
Возраст : 54
Откуда : Восточное побережье России
Лето в окрестностях Монгохто
Добраться до Монгохто сегодня можно и на автомобиле, по трассе Лидога - Ванино. Дорога не очень, но идет вдоль одной из красивейших рек Хабаровского края - Анюй.
Сопка Вулкан на Тумнине.
Тропа к роднику на пирсе.
Закат.
На пирсе
Красоты Тумнина.
Фото Натальи Паренской
Сопка Вулкан на Тумнине.
Тропа к роднику на пирсе.
Закат.
На пирсе
Красоты Тумнина.
Последний раз редактировалось: VL.RF (Сб 14 Апр 2012, 8:30 pm), всего редактировалось 1 раз(а)
VL.RF- Сообщения : 481
Дата регистрации : 2011-03-19
Возраст : 54
Откуда : Восточное побережье России
Мои воспоминания о Монгохто
А какие праздники были в Монгохто!!! Парады, демонстрации!!! Театральная от начала и до конца была просто забита людьми. Сейчас всего этого уже нет. Людей в Монгохто осталось очень мало и я искрене надеюсь на то, что они стали еще сплоченнее, даже чем были раньше.
Фото Искандера Зиатдинова
Фото Искандера Зиатдинова
VL.RF- Сообщения : 481
Дата регистрации : 2011-03-19
Возраст : 54
Откуда : Восточное побережье России
Re: Монгохто – горизонт нашего солнца. Возвращение.
Специально для Александра. Генеральский дом.
Обновленная версия фотографий. 2012 год
VL.RF- Сообщения : 481
Дата регистрации : 2011-03-19
Возраст : 54
Откуда : Восточное побережье России
Re: Монгохто – горизонт нашего солнца. Возвращение.
Спасибо, Владимир!
pomni- Сообщения : 20
Дата регистрации : 2011-03-20
Возраст : 67
Re: Монгохто – горизонт нашего солнца. Возвращение.
Не за что Александр.
Те,что без дат фото http://valevach.livejournal.com/
Вот и лето закончилось. А у нас продолжается!!!
Те,что без дат фото http://valevach.livejournal.com/
VL.RF- Сообщения : 481
Дата регистрации : 2011-03-19
Возраст : 54
Откуда : Восточное побережье России
Re: Монгохто – горизонт нашего солнца. Возвращение.
Знакомый наверно каждому монгохтянину пейзаж с видом на Тумнин и станцию Монгохто.
Только потеплело, еще не успел растаять снег. Хватаешь в охапку всех своих друзей и бегом на сопку, вся марь как на ладони... (Поколение 86-89г.р.)
Если не ошибаюсь, это 2-й карьер. Левее находится 1-й - почти болото, я на нем в детстве краснуху подхватил=) Далеко в право находится 3-й карьер, самый чистый, но и глубокий. Не умение плавать компенсировалось двумя пустыми пластиковыми бутылками из под лимонада и отцовским ремнем с металлической бляхой, который держал спасательную тару на животе.
Ну и конечно компьютерный зал. Появился он в 2000-2001г. Открыли в ДОФе на втором этаже, возле малого концертного зала. Окна комп. зала выходили прямо над входом в ДОФ. Что до этого было в этой комнате - не знаю, догадываюсь что-то вроде музея.
До появления компьютерного зала возможности пообщаться с ПК у молодежи особо и не было. Информатика преподавалась лишь в 10-11 классах, по этому если только у друзей или в кружке по информатике (в этот кружок ходил еще с 3-го класса).
Но с открытием столь увлекательного заведения компьютерная грамотность стала заметно расти, правда вперемешку с зависимостью=) Удовольствие не дешевое - 25 руб. в час. (Булка хлеба стоила около 7-8 руб.)
Уехал из Монгохто в 2003г. Уже тогда гарнизон вовсю «лысел», а сейчас по фотографиям я его еле узнаю. Где было много гаражей, частные домики, рынок – сейчас пустырь. Прекрасная аллея на главной улице – наполовину лысая, перекопанная. Грустно
Только потеплело, еще не успел растаять снег. Хватаешь в охапку всех своих друзей и бегом на сопку, вся марь как на ладони... (Поколение 86-89г.р.)
Если не ошибаюсь, это 2-й карьер. Левее находится 1-й - почти болото, я на нем в детстве краснуху подхватил=) Далеко в право находится 3-й карьер, самый чистый, но и глубокий. Не умение плавать компенсировалось двумя пустыми пластиковыми бутылками из под лимонада и отцовским ремнем с металлической бляхой, который держал спасательную тару на животе.
Ну и конечно компьютерный зал. Появился он в 2000-2001г. Открыли в ДОФе на втором этаже, возле малого концертного зала. Окна комп. зала выходили прямо над входом в ДОФ. Что до этого было в этой комнате - не знаю, догадываюсь что-то вроде музея.
До появления компьютерного зала возможности пообщаться с ПК у молодежи особо и не было. Информатика преподавалась лишь в 10-11 классах, по этому если только у друзей или в кружке по информатике (в этот кружок ходил еще с 3-го класса).
Но с открытием столь увлекательного заведения компьютерная грамотность стала заметно расти, правда вперемешку с зависимостью=) Удовольствие не дешевое - 25 руб. в час. (Булка хлеба стоила около 7-8 руб.)
Уехал из Монгохто в 2003г. Уже тогда гарнизон вовсю «лысел», а сейчас по фотографиям я его еле узнаю. Где было много гаражей, частные домики, рынок – сейчас пустырь. Прекрасная аллея на главной улице – наполовину лысая, перекопанная. Грустно
ironit- Сообщения : 2
Дата регистрации : 2011-09-22
Возраст : 36
Откуда : Барнаул
Re: Монгохто – горизонт нашего солнца. Возвращение.
Удивительная вещь! Поколения разные, а отношение к происходящему одно и тоже. Грустно все! Спасибо за фотки и воспоминания поколению двухтысячных!!!
И все же жизнь продолжается.
VL.RF- Сообщения : 481
Дата регистрации : 2011-03-19
Возраст : 54
Откуда : Восточное побережье России
Новогодняя...
Лето закончилось, осень тоже. В преддверии Нового года хочу поздравить всех с этим событием!!! С Новым годом Вас, монгохтяне!!! !
VL.RF- Сообщения : 481
Дата регистрации : 2011-03-19
Возраст : 54
Откуда : Восточное побережье России
Re: Монгохто – горизонт нашего солнца. Возвращение.
Мимо этого дома я ходил в школу! Там рядом были дома, которых уже нет! Улица Школьная, если не ошибаюсь! Я еще там недалеко самолет стоял!Володя пишет:Слево от пятиэтажкти?????? Двухэтажка!!!! Где мы играли в римлянен и даков????? Щас Александр я найду.
Пряшников- Сообщения : 1
Дата регистрации : 2012-01-19
Re: Монгохто – горизонт нашего солнца. Возвращение.
Пряшников пишет:Мимо этого дома я ходил в школу! Там рядом были дома, которых уже нет! Улица Школьная, если не ошибаюсь! Я еще там недалеко самолет стоял!
Ты про Ли-2 говоришь? Тот, что стоял возле школы или другой, тот, что стоял на Авиационной, у кафе "Высота"? Фото Ли-2 к сожалению у меня нет, а вот фото Ту-104а где-то завалялось.
VL.RF- Сообщения : 481
Дата регистрации : 2011-03-19
Возраст : 54
Откуда : Восточное побережье России
Re: Монгохто – горизонт нашего солнца. Возвращение.
Завтра в Монгохто ожидается облачность, небольшой снег. Температура воздуха днем минус 14-16 градусов Цельсия.
VL.RF- Сообщения : 481
Дата регистрации : 2011-03-19
Возраст : 54
Откуда : Восточное побережье России
Крылатый поселок Монгохто.
Крылатый поселок Монгохто.
Точкой отсчета «крылатого» поселка Монгохто считается 1947 год, но, как и у большинства сел и поселков района, о какой-то конкретной и точной дате речь не идет. “Естественно, прошло столько времени и день основания трудно установить с полной определенностью, — говорит глава местной администрации Владимир Густавович Тейге. — Поэтому мы решили Днем Монгохто считать 1 декабря 1947 года. Наиболее старый документ, — относящийся к тому далекому времени, — который нам удалось отыскать, — приказ главкома ВМФ об утверждении штатов Дома офицеров, которого тогда еще не существовало, но он уже планировался».
О каких-то изначальных поселениях аборигенов на этих землях местные жители не ведают, так же, как и неизвестна им этимология названия поселка (говорят, что слово “Монгохто” с какого-то языка переводится “долина смерти”, но это лишь одна из версий).
— Первыми людьми здесь были, по-видимому, заключенные и японские военнопленные, работавшие на строительстве, — рассказывает глава, — потом уже военные присоединились. В 1953-1954 годах перебазировали сюда летные части дальней авиации, боевые машины — к тому времени уже возвели аэродром и первые деревянные дома, часть из них до сих пор сохранилась на въезде в Монгохто — в них тогда селили комсостав, техников. Матросы, корчевавшие лес, жили в палатках.
Назначение поселка было военное, он создавался как военный гарнизон, имеющий своей задачей защиту дальневосточных рубежей Советского Союза, поэтому объектом был очень важным. Год за годом шло бурное строительство: в конце 50-х были возведены двух-трехэтажные дома, потом начали строить пятиэтажки, последнюю завершили в начале 90-х, а один дом заложили и средств достроить уже не хватило.
Все действия были подчинены одной цели: созданию благоприятной обстановки для выполнения гарнизоном Каменный ручей важных стратегических задач. Проще говоря, первым делом — самолеты, все остальное подождет. Поднимались в небо ракетоносцы, проходили крупномасштабные учения, гарнизон жил активно, в полную силу, жизнь кипела. С ностальгией вспоминают старые летчики счастливые 80-е — годы расцвета гарнизона, когда и работали, и отдыхали на славу, “когда здесь было три полка, с одной стороны, ужасная перенаселенность, с другой — это была самая крупная военно-воздушная база на Дальнем Востоке. Летали, не так, как сейчас — офицеры имели возможность подниматься в небо два-три раза в неделю, а сейчас некоторые по несколько лет вообще не летают”. Последний раз “отвели душу” на недавних учениях, отлично отработали задачи — “это было приятно для всех. А вообще сейчас не летают, а подлетывают”.
— Мы с Валерием Сергеевичем (В. С. Гумеров, заместитель главы монгохтинской администрации, делится воспоминаниями вместе с В. Г. Тейге) служили в одном полку, летали в одной эскадрилье, я приехал в гарнизон в 1969-ом, он в 1975-ом. Я сам попросился сюда, здесь тогда служил мой земляк. Прибыл с женой и чемоданом. Поселили нас в общежитии, комната 8 кв. м. — очень повезло, так как некоторые семьи по несколько ютились в одном помещении. И вот уже 34 года я здесь. Подполковником закончил службу, потом 10 лет отработал в школе, в 1991 году Монгохто отделилось от Даттинского сельского совета (произошло разукрупнение), и в свое время я стал главой поселковой администрации.
Численность населения за 90-е и начало 2000-х снизилась вполовину: в лучшие времена в поселке насчитывалось восемь с половиной тысяч жителей, сейчас — 4200. Есть жилье, свободные квартиры, а люди уезжают.
Как это не похоже на то время, когда жили под гул заходящих на посадку самолетов, растили детей, отдыхали в летном профилактории, азартно “болели” на стадионных трибунах, плясали в самодеятельности, пели в хоре, вечерами весело бежали в Дом офицеров занимать лучшие места в кинозале. Сейчас многое стало бывшим и тем, кто помнит славные 80-е с их атмосферой радушия и кипучей деятельности, с ощущением непрерывного полета, грустно говорить о том, что есть сегодня. Но, с другой стороны, не все так плохо, Монгохто продолжает жить, “удалось сохранить инфраструктуру поселка, в то время как во многих частях за перестроечные годы все развалилось. База есть нормальная — здесь можно все возобновить в таком же объеме, что и раньше, был бы на то приказ”. Но планы Министерства обороны монгохтинцам неизвестны, — впереди могут быть как взлет, так и падение.
Обеспечение ведомственное, снабжение — по линии того же Минобороны. Комплекс ЖКХ обслуживает ОМИС (отделение морской инженерной службы). Последние три-четыре года в поселке практически не возникает проблем с топливом, так как оно опять-таки идет по министерской линии.
— В этом году были запланированы крупномасштабные работы — водовод меняли 300 метров, громадные трубы на глубине 2-3 метра, сейчас участок теплотрассы меняем. Посредством поддержки районной администрации в прошлом году дороги немного залатали (ямочный ремонт), расширили кладбище. В этом году улучшаем подъездные пути к станции Ландыши — тоже ямочный ремонт, работа пока не закончена. 51 тысяча в этом году была запланирована на благоустройство поселка, 30 тысяч из них мы получили: 15 пошло на дороги, 15 тысяч на спорт, соорудили новую хоккейную коробку.
Коммерческие структуры представлены торговыми предприятиями, которых в Монгохто около 25. Они, конечно, выполняют свою функцию, обеспечивая жителей поселка необходимыми товарами и изредка жертвуя на различные социальные события, но гордятся монгохтяне вовсе не своими магазинами, а своей школой. Монгохтинская школа — одна из самых передовых в районе.
История учебных заведений поселка не менее любопытна, чем происхождение самого поселка: та же тайна относительно точного времени возникновения.
— Нам трудно установить, в каком году вообще зародилась школа в Монгохто, — говорит директор СОШ А. Э. Тейге, с которой мы встретились в широком коридоре поселковой alma mater, — только известно из Хабаровского архива, что в 1954-ом из семилетки она стала десятилеткой. А где ее начало, нам ни в архивах Совгавани, ни в архивах Комсомольска ответить не смогли. Если точную дату не определим, тогда на общем собрании будем решать, когда справлять 50-летний юбилей, который неотвратимо грядет.
Самая первая школа была деревянная, от нее на сегодня остался лишь фундамент. Первым директором в те годы был Николай Борисович Савенков, светлая ему память. Уже потом построили новые здания начальной (цокольный этаж занимает школа музыкальная) и средней школы, а в старой стала размещаться вечерняя.
Не знаю, как раньше, а сейчас храм наук производит очень приятное впечатление: светлые коридоры, на стенах — пейзажи и портреты, созданные руками детей и учителя рисования. Много куполов и храмов, золотые свечи на синем фоне, лики и очи — в этом есть что-то шагаловское. Есть в школе актовый зал, небольшой, но уютный, существует школьный театр, и ребята разыгрывают свои спектакли на удобной сцене. Здесь вот уже шесть лет как открыли доступ в Интернет, под руководством внимательного педагога А. Терентьева ребята медленно, но верно превращаются в компьютерных кудесников, участвуют в различных программах. В свое время школа заняла первое место в конкурсе сельских школ Хабаровского края, и вообще она — единственная в крае, в которой налажено профессиональное обучение: мальчишки занимаются автоделом (при школе есть пять машин), девочки осваивают швейное и парикмахерское мастерство.
— Сейчас учеников наших 646 человек, а самая высокая цифра была 1492, но это было больше десяти лет назад. Педагогический коллектив в школе формировать сложно — текучка большая. Учителя приезжают и уезжают, хотя встречаются очень хорошие, оставившие свой добрый след.
Возвращаются наши выпускники, 12 бывших учеников работают учителями истории, русского языка и литературы, физкультуры, иностранного языка, начальных классов.
Помнит Альмира Эмильевна день собственной встречи с поселком в конце 60-х:
— На станции Монгохто нас поджидала машина, покрытая брезентом, военная. Мы ехали с мужем, ничего не видели, кроме мороси — июльское утро было дождливым, пасмурным. Тогда здесь была совсем другая погода, нежели сейчас, очень хмурое, холодное, туманное лето. А мы из Казахстана, где одни солнечные степи. В общем, климат для нас был диковат. Вдруг кто-то в машине сказал: “Ну, вот и Монгохто”. Мы увидели эти деревянные хибары и подумали — неужели мы здесь будем жить?! А когда вышли, осмотрелись, с облегчением увидели, что есть городок с каменными домами, а сперва ужаснулись.
Немалый стаж монгохтинского местожительства и работы — только на другом поприще — у Земфиры Ахмедовны Гумеровой, врача женской консультации, гинеколога и хирурга. По ее словам, работы хватает, беременных женщин много на учете, “контингент у нас молодой”.
Здание, в котором размещается поселковая амбулатория с врачами и медсестрами (есть и поликлиника, и лазарет, но это учреждения военные) построили когда-то для себя строители — жили в нем во время возведения школы. Здесь тогда было три-четыре квартиры, семейное жилье. А сейчас трудится целый коллектив, врачей не хватает, один терапевт, один педиатр, зубного врача с лета нет вовсе, что причиняет монгохтянам значительные неудобства. Они надеются, что ситуация эта в скором времени разрешится.
Что пожелать поселку Монгохто? Чтобы гарнизон опять стал “поднебесным”, как когда-то, ведь рожденному летать негоже быть привязанным к земле, чтобы не за горами были лучшие времена, чтобы жители его не теряли веру, чтобы дети, глядя на отцов, мечтали покорить небо, ведь ощущение полета — одно из лучших в нашем мире.
О. Карелина
VL.RF- Сообщения : 481
Дата регистрации : 2011-03-19
Возраст : 54
Откуда : Восточное побережье России
Re: Монгохто – горизонт нашего солнца. Возвращение.
ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ ОТПУСКА
Самое тяжелое, в службе на Дальнем Востоке это возвращение из отпуска. Два месяца в раю закончились и впереди десять месяцев службы и не в райских кущах. Когда летишь на запад, семь часов жизни выигрываешь, а на восток теряешь. В отпуск едешь налегке, ну несколько килограмм рыбы и икры на презенты, а, назад тащишь на себе все как лошадь. Как будто может хватить на десять месяцев вина, фруктов и семечек. Да и похмелье от прощаний здоровью не на пользу.
Но самым кошмарным был последний этап. От Хабаровского аэропорта до нашего гарнизона Монгохто. В переводе с орочонского языка Долина Смерти. А? Каково? Стоишь в очереди перед диспетчером по транзиту, а тебя качает. Всем надо именно в Сов Гавань. Допустим, тебе повезло, и ты садишься в самолет. На такие рейсы вещички извольте тащить на себе. И заискивая даже перед собачкой носильщика, пытаешься выдать свои 60 кг багажа за 20. Там пятерка, там десятка – вещи в самолет, ура, втиснуты! Лететь не далеко – не больше часа. И этот час - отдых перед настоящими испытаниями.
Пробежка с вещами до автобуса, который ни за что не подъедет к аэропорту, может и пойдет тебе на пользу. Но шестьдесят килограмм сумок и чемоданов, через канавы и ухабы, это не каждому спортсмену под силу! Сели, в смысле стали на одну ногу, задавленные горой багажа. Поехали на пирс, может, успеем на катер. Не успели. Не беда, часок можно и на пирсе посидеть, потихоньку подтаскивая вещички к предполагаемому месту причаливания катера. Не угадал. Катер причаливает в двухстах метрах от тебя и твоих вещей.
На катере хорошо. Сиди себе на чугунном кнехте и смотри, что бы вещи в воду не спихнули. Приплыли. Опять бросок к автобусу, который отвезет на автовокзал, а оттуда за полчаса тебя довезут до Ванино. Там по деревянным сходням на железнодорожный вокзал. Вещи в камеру хранения и обедать. Около 19-ти часов садишься на поезд и через один час десять минут ты на станции Монгохто. Вот тут надо собрать волю в кулак и не расслабляться. Бегом вдоль путей к «коробке», крытому военному грузовику. Последний штурм Зимнего! Полчаса бешеной тряски, когда на поворотах думаешь: «Все, ..ец, приехали!» и все, точно, приехали! Теперь можно не торопиться. Можно уже не спешить ступить на землю родного гарнизона. Потом, вытянув шею, как кобыла, которая каждую секунду ждет милосердную пулю, тащишь свое добро домой и думаешь: «И на кой мне этот отпуск? Все! В жизни больше не поеду!».
[/b]
Я зачем все это так подробно рассказываю. Что бы вы могли почувствовать, что испытали два офицера и их семьи при возвращении из отпуска.
Они вылетели из Москвы в Хабаровск после десятичасового почасового переноса вылета по погоде. Этого уже вполне достаточно. Но когда они подлетали к Хабаровску, погода опять испортилась, и их отправили на запасной, какой-то военный, аэродром.
Сели они уже в сумерках. Больше часа их держали в самолете, а потом сжалились и выпустили погулять вокруг самолета, но просили далеко не расходиться. Часовые здесь глуповатые и часто путают предупредительный выстрел с исполнительным.
Два капитана, эти, которые с семьями, немного отошли от самолета, что бы можно было покурить. Здесь они делились впечатлениями от запасного аэродрома, на котором приземлились:
- Ты смотри, вон тот капонир, как у нас в Монгохто.
- Да ну тебя! Совсем не похож.
- А фонари на дороге, тоже как у нас.
- Э-эээ, они на всех военных аэродромах одинаковые.
-Досталось нам! Малые, уже с ног валятся.
- И жены не лучше.
- Эх, знать бы, где мы, может отсюда домой ближе, чем из Хабаровска добираться.
- Ну да, ближе. Этот аэродром, наверное, в Приморье находиться.
- У-у, секретность проклятая.
Они еще посудачили с пол часа и их пригласили на посадку. Когда они уже садились в самолет, какой-то полковник, летевший с ними, с чемоданчиком спускался по трапу. Он сел в Уазик и укатил в темноту.
Когда они сели в Хабаровске, то, набравшись храбрости, спросили стюардессу:
- Девушка, ну скажите, пожалуйста, где мы садились? Мы никому не скажем. Крест на пузе!
И глядя в их ввалившиеся глаза, она сказала:
- В какой-то Монгохте, что ли?
Оба, представив себе, что их еще ждет, чуть не зарыдали. Ведь дома были!
Автор: ship
http://proza.by/
VL.RF- Сообщения : 481
Дата регистрации : 2011-03-19
Возраст : 54
Откуда : Восточное побережье России
Re: Монгохто – горизонт нашего солнца. Возвращение.
Советские асы морской авиации
33 года прошло с тех пор, как я поменял мундир офицера морской авиации на гражданский костюм. Давно уже не летаю во сне… Казалось бы, можно забыть прошлое и жить настоящим. Но память не позволяет этого сделать, тем более что о прежней службе просят рассказать друзья, знакомые и нынешние военнослужащие, практически ничего не знающие о морской авиации, о ее задачах и специфике работы.
17 июля — день рождения морской авиации, которая продолжает стоять на защите морских рубежей, правда, теперь уже только России. В ее богатую историю вписали яркие страницы авиаторы многочисленных гарнизонов всех флотов бывшего СССР, в том числе и те, кто служил в Быховской авиадивизии Балтийского флота, базировавшейся в свое время в Белоруссии.
Мой же ратный труд после военного училища проходил на Краснознаменном Тихоокеанском флоте (КТОФ), которому 21 мая нынешнего года исполнилось 280 лет.
Первые десять лет моей службы — гарнизон Монгохто (Совгавань), 568 й морской ракетоносный авиаполк Ту-16, а последующие десять лет — гарнизон Хороль (позывной «Цветной»), 304 й гвардейский отдельный дальнеразведывательный авиаполк Ту-95 РЦ. На флоте в то время было еще восемь авиаполков различного назначения, на разных типах самолетов и вертолетов: Ту-142, Ту-22, Ил-38, Ан-8, Ан-12, Як-38, Бе-12, Ми-6, Ми-8, Ка-23. Но обо всем по порядку…
19 июля 1954 года я переступил порог Военно-морского авиационно-технического училища им. В. М. Молотова (г. Молотов, ныне Пермь), началась моя военная карьера. До этого я ничего не знал о морской авиации. В райвоенкомате, куда обратился с заявлением, что хочу поступить в военный вуз, дали сборник с перечнем. Я выбрал именно это училище, потому что понравилось название.
Желающих стать курсантами было очень много, но не все парни прошли медкомиссию. И все равно конкурс оставался высоким — восемь человек на место.
Впереди нас ждали пять экзаменов. И вот рота курсантов набрана. Наши ряды в первые 1,5 месяца, пока мы проходили курс молодого матроса, изрядно поредели: кто-то не выдержал первых трудностей и попросился домой, кто-то умудрился употребить спиртное… Из 170 человек училище закончили только 140. Нам повезло: нашими командирами были люди опытные, некоторые из них являлись участниками Великой Отечественной, а трое — Героями Советского Союза. Звездой Героя был награжден и мой взводный — старший лейтенант Сметанин.
Учебная база была хорошей. За три года мы тщательно изучили поршневой двигатель, который в то время стоял на некоторых самолетах и вертолетах, самолет Ил-28 и его двигатель ВК-1А(Ф), самолет Ту-16 и его двигатели АМ-3 и РД-3М. Практику проходили в основном на своем учебном аэродроме и в лабораториях училища, а перед госэкзаменами разъехались по боевым частям Северного, Балтийского и Черноморского флотов.
Хочется вспомнить наших преподавателей, научивших по-настоящему «включать мозги». Высшую математику, теоретическую механику, сопромат, термодинамику, детали машин, иностранный преподавали гражданские специалисты. Другие важные дисциплины — конструкцию самолета и вертолета, конструкцию двигателей, теорию полета, вооружение — вели военные. Тем, кто не полностью усвоил материал или пропустил лекции, в пятницу после обеда наставники помогали устранять неуды, чтобы в субботу и воскресенье ребята могли пойти в увольнение в город.
В пятидесятые годы прошлого века в Перми было еще одно авиационно-техническое училище (Бахаревское), где готовили специалистов по вооружению для армейской авиации. «Армейские» завидовали нам, особенно из-за увольнения в город. У нас оно было стопроцентным, а у них только тридцатипроцентным…
Многое нас отличало. Одна морская форма одежды чего стоила!
В 1960 году состоялся последний выпуск «морских авиаторов», после чего на базе нашего училища стали готовить специалистов для ракетных войск…
С 18 октября 1957 года начался отсчет моей офицерской жизни: сложной, порой очень трудной и уж никак не романтической, но все-таки интересной.
Меня направили на Тихоокеанский флот, в распоряжение командующего авиацией. Но до этого был предоставлен отпуск на 30 дней, поэтому я сразу поехал к родителям. Появление офицера в семействе Смородиных — событие неординарное. Отмечали его широко, были приглашены родственники и друзья. Но уже 15 ноября 1957 года я был в городе Омске, чтобы потом оттуда отправиться поездом через всю Сибирь, Забайкалье в далекий и загадочный Владивосток.
Из Омска выехали втроем, а по дороге встретили еще троих наших, причем один из них (Б. Ланцов) ехал с женой. Дорога была удивительная: сибирская тайга, Байкал, Амур, Уссурийский край… А вот и сам Владивосток! Архитектурой он не отличался от тех городов, которые я уже успел повидать. Но то были города в основном на равнинной местности, а Владивосток разбросан по сопкам, кругом — вода. Рядом с ж/д вокзалом — морской порт, где стоят как гражданские суда, так и военные корабли различного калибра. Особенно поразила своими размерами китобойная плавбаза «Россия».
На ночлег устроились в военную гостиницу рядом с вокзалом. Там находились еще десять человек наших. Те, кто прибыл на два-три дня раньше, уже отправились к месту службы на пароходе. Им выпало служить на Сахалине. Вечером все вместе пошли ужинать в ресторан «Арагви», где впервые в жизни попробовали блюда из морепродуктов. На следующий день всей группой поехали в штаб авиации. Принял нас главный инженер авиации полковник Круглов. Он попросил тех, кто уже семейный или желает остаться служить в Приморье, чтобы сели поближе к нему, а остальные — напротив. Первых оказалось три человека, остальных — 13. С последними разговор был краток: «Вы поедете на Каменный Ручей (гарнизон Монгохто).
К месту службы добирались через Хабаровск, там — пересадка и далее — Комсомольск-на-Амуре, где нас должен был ждать самолет Ли-2 из Монгохто. В это время года Амур уже покрывался льдом и паромы, перевозившие ж/д составы, на правый берег не ходили. «Ледянка» же, которую намораживали, чтобы положить рельсы, еще не была готова.
Нас отправили служить, не дав денег на дорогу, а они уже у некоторых закончились… Сообща мы кое-как добрались до Комсомольска. Там на аэродроме уже стоял Ли-2, но вылететь сразу не смогли, так как поднялась сильнейшая метель. Длилась она четверо суток. Последние деньги вытряхнули из карманов через два дня, чтобы купить хлеба и кефира. Хорошо, что местные моряки предоставили нам бесплатно жилье. По связи передали в дивизию, что находимся в бедственном положении. Оттуда пообещали выслать телеграфом деньги. На четвертые сутки Ж. Кургулин не выдержал и решил пешком идти через ледяной Амур, чтобы поездом доехать до гарнизона. Мы все его отговаривали от глупой и опасной затеи, но это было бесполезно.
Ушел он примерно в 9 часов утра, а к 11.00 вернулся весь мокрый и обледеневший. Провалился под лед, не пройдя и 20 метров. Хорошо, что еще на берегу ему встретилась старушка и посоветовала взять с собой дощечку. Доска его и спасла. В тот же день наконец пришли деньги, и мы сразу позавтракали, пообедали и поужинали в ресторане «Север». А на следующий день вылетели в Монгохто.
5 декабря 1957 года началась моя 10 летняя служба на Каменном Ручье. Гарнизон только-только переходил на Ту-16, требовалось большое количество людей, а жилья не хватало. Те, кто прибыл раньше нас, поселились в бараках. Там же проживали и молодые семьи. Отгораживались друг от друга занавесками, а от холостяков — фанерной перегородкой.
Нас поместили в штабе эскадрильи, который представлял собой обычный деревянный двухкомнатный домик без отопления, воды и прочих удобств. К вечеру привезли с аэродрома буржуйку, сделанную из 200 литровой бочки, принесли ведро для воды и выдали топор. Дрова посоветовали брать в ближайшем лесу. За водой ходили в Каменный Ручей, не замерзающий даже зимой.
Через два дня получили теплую рабочую форму. С утра и до вечера работали на аэродроме, а к ночи нагревали спальные помещения так, что было даже жарко. Но к утру напяливали на себя всю одежду, потому что температура в домике могла упасть до нуля градусов. Для нас эти испытания закончились через два месяца, когда мы переселились в двухэтажную деревянную казарму.
Основное время, конечно, проходило на службе. Очень часто, днем и ночью, поднимали по тревоге с выездом на аэродром, с полной подготовкой самолета к вылету и подвеской бомб. Да это и понятно: новая техника и новое вооружение требовали доскональной отработки. Мне как старшему технику корабля приходилось сидеть на аэродроме почти сутками. Но это были обычные «бомберы». А через два года пришлось обслуживать машины, оборудованные под крылатые ракеты. И все началось сначала…
В 1960 м, когда наш полк стал ракетоносным, я, согласно приказу командующего авиацией, прошел летную комиссию и стал летать во всех случаях, когда предполагалась посадка на чужом аэродроме. На протяжении следующих семи лет — полеты по запасным аэродромам, учения с посадками на Сахалине или Камчатке, тренировки экипажей в сложных метеоусловиях на аэродромах Приморья… Одно утешение — случайные встречи со своими однокурсниками. И не только на Дальнем Востоке, но и в Крыму, в Украине, в центре России — везде, где базировалась морская авиация.
Конечно же, как и всем летчикам, мне приходилось рисковать. Вот пример. За неделю до нового, 1966 года я улетел в Приморье (город Артём), чтобы принять с ремонта свой самолет. У заводских «горел» план, и они могли лишиться премиальных. Как сейчас помню: при осмотре написал им в ведомость более 300 различных дефектов, но самое главное — обнаружил во время пробы двигателей малый расход воздуха для наддува кабины. На второй день от них поступил доклад, что предполагаемую причину нашли и дефект устранили. Я сообщил своему командованию, чтобы высылали экипаж для перегонки самолета. Но так как у нас обычно за два-три дня до праздников полеты прекращались, мне пришлось встретить Новый год на ремонтном заводе. Хорошо, что и там нашлись друзья по училищу.
Экипаж прилетел сразу после праздника. Пригнали технику, кое-как очистили стоянку от снега и вытащили самолет на рулежку. Запустили двигатели, и я сразу понял, что неисправность не устранена. Через руководителя полетами доложили в штаб авиации во Владивосток. Было принято решение — сделать круг над аэродромом и, если можно, лететь домой. Начали набирать высоту, и через минут 20, на высоте 7.000 метров наддув кабины прекратился. За бортом — минус сорок градусов! Остекление кабины стало покрываться льдом.
Попросили руководителя полетов снизить нас хотя бы на 5.000 метров. Разрешили. В район Совгавани пришли с отказавшей аппаратурой навигации и обледеневшей кабиной. Хорошо, что у командира корабля боковое стекло не полностью покрылось льдом, так как подогревалось солнцем, поэтому пришли домой визуально вдоль береговой черты. На посадочном курсе помог командиру прочистить часть лобового стекла. Сели, к нашему счастью, нормально.
На следующий день я обнаружил причину отказа. Из-за некачественной сборки рассоединилась труба наддува, а главное — оплавился жгут проводов, питающих правую ракету. Но так как он был обесточен, пожара и взрыва не произошло, а ведь рядом находился прибор с жидким кислородом для экипажа…
С принятием на вооружение новой ракеты прибавилось беспокойной работы. Особенно при подвеске к самолету варианта «М» (атомной боеголовки). Температура окружающей среды была ниже нормы, поэтому на боеголовку «надевали» чехол с электрическим обогревом. А проверять температуру надо было через один-два часа днем и ночью. Сидели на аэродроме в ДС (дежурные средства) неделями без выезда в гарнизон.
Осенью 1966 года в выходной день нас подняли по тревоге. Отправились на остров Сахалин, аэродром Леонидово. И снова жизнь в палатках. Мы находились на острове до начала октября. По ночам температура здесь доходила до нуля градусов, зато красной рыбы и икры наелись, казалось, на всю жизнь.
А ровно через год, в конце сентября 1967 го, на том же аэродроме Леонидово неожиданно сообщили решение командующего авиацией генерала Павловского перевести меня в Приморье, в гарнизон Хороль на самолеты Ту-95 РЦ (разведчик — целеуказатель). 10 октября на самолете Ан-12 отправился на новое место службы — Хороль. Здесь прошли следующие десять лет жизни.
С первых дней на новом месте я с головой окунулся в изучение новой техники.
Большую роль в деле профессионального становления сыграли бортинженеры-инструкторы Л. Игнатов, В. Тимофеев, Ю. Крылов, С. Луговцов. Первый допуск к полетам мне дал Л. Игнатов. Впоследствии, когда я сам стал обучать и давать допуски, понял, как это непросто — разрешить человеку самостоятельный полет.
Теоретическая часть закончилась быстро. Через два месяца сдали зачеты, а еще через два дня я уже находился в Ялте в санатории Черноморского флота. Оттуда — в Кривой Рог, где после восьмимесячной разлуки встретился с семьей.
Сразу после получения допуска к самостоятельным полетам довелось искать нашу пропавшую подлодку. Трудность заключалась в том, что мы должны были работать на высоте 200 метров и при обнаружении посторонних предметов или масляного пятна на воде сообщать координаты надводным кораблям. Но в океане, оказывается, плавает столько мусора, что моряки не успевали проверять все «цели». Нижний край облаков «придавил» нас на 120 метрах, горизонт не просматривался. Вся надежда была только на приборы и высотомер малых высот, который гудел на высоте ниже 50 метров. После посадки нас везли в профилакторий отсыпаться, а рано утром будила медсестра. Она замеряла пульс, давление, и мы снова отправлялись на аэродром. Так 10 дней. Но, к сожалению, все было напрасно.
…Первый полет на боевую службу выполнялся ночью. Мы вышли на разведку американской базы на острове Гуам. Подошли на высоте 10.000 метров. Видимость — отличная, аэродром как на ладони, даже навигационные огни включены. Может быть, думали, что мы сядем у них?
Позднее приходилось наблюдать и малые острова в тех районах. Зрелище, конечно, необычное: кругом вода, а из нее то здесь, то там выглядывает «пучок» зелени.
Не менее красивы и Филиппинские острова. А какие незабываемые облака в районе экватора и восточнее Филиппин! Это район, где зарождаются тайфуны.
В 1970 году во время крупного учения «Океан» произошел запоминающийся случай. Внизу дрейфовал флагман КТОФ — крейсер «Адмирал Сенявин». На нем находился командующий флотом. Нас попросили пройти над ним. Сначала мы прошли на высоте 1.200 метров, но попросили снизиться насколько возможно и пройти еще раз. Снизились до 600 метров и вышли на крейсер. Тут я понял, для чего был нужен этот маневр. Всю палубу усеяли моряки в белых робах. Думаю, что большинство из них даже не предполагали увидеть в этих далеких от СССР широтах самолеты с красными звездами на крыльях. Случилось это южнее экватора…
Но полеты в южных широтах, да еще на малых высотах, требовали пристального внимания. Температура воздуха там всегда была выше стандартной на 15–20 градусов, а это — понижение мощности двигателей и ухудшение их работы. Так однажды мы чуть не потеряли экипаж майора Мясникова. Его самолет едва не рухнул в океан из-за внезапной остановки сразу трех (!) двигателей. Слава богу, тогда катастрофы удалось избежать. Экипаж оперативно устранил неполадки. Но судьба-злодейка все же взяла свое…
Только двое из экипажа майора Мясникова дослужили до пенсии. Остальные, в том числе и сам Мясников, погибли или на земле, или в воздухе, хотя и в составе уже других экипажей.
В 1965 году, когда создавался наш авиаполк, во Вьетнаме уже шла война, и американские АУГ (авиационно-ударные группы), сменяя друг друга с периодичностью в два-три месяца, заходили в Южно-Китайское море, чтобы наносить удары по Ханою. Наша задача состояла в том, чтобы перехватить АУГ на переходе с их баз на островах Мидуэй, Гуам, Окинава, определить состав группы, курс, скорость хода и передать все данные в Москву. При этом самое сложное — подойти к авианосцу и сфотографировать его бортовым фотоаппаратом. Обычно на удалении 500 км от АУГ к нам подходили «Фантомы» или «Виджеленты», садились на крыло и сопровождали, сменяя друг друга, пока мы не уйдем.
В 1972 м была принята конвенция, которую подписали США, Англия, Франция, Германия и СССР, согласно которой советские самолеты не должны были подходить к авианесущим кораблям ближе пяти километров по бортам и ближе десяти километров сзади и спереди, чтобы не мешать взлету и посадке на палубу. Но и американские самолеты не должны были подходить к нам ближе, чем на 500 метров.
Наши экипажи новые международные соглашения соблюдали примерно в течение года, а американцы — никогда. Поэтому, когда 4 июня 1973 года мы в очередной раз у Гавайских островов перехватили «Энтерпрайз» и американские истребители стали закрывать фюзеляжами наш фотолюк, чтобы не дать сфотографировать, у нашего командира подполковника В. Лопасова лопнуло терпение.
Мы пошли на запретный маневр: командир выключил автопилот и взял управление на себя, я убрал двигатели на нулевую тягу, скорость начала быстро падать. И американский перехватчик… проскочил вперед, освободив фотолюк. В это время наш штурман успел сделать несколько снимков. Точная работа!
Все это, конечно, было опасно. Мы могли потерять скорость ниже минимальной и загнать американца в вихревые потоки своих винтов.
Однако подполковник Лопасов принял еще одно рисковое решение. Пройдя от «Энтерпрайза» 10–15 километров, он развернул наш Ту на 180 градусов, и мы пошли на палубу авианосца со снижением до 200 метров. На подходе к нему выпустили посадочные фары, включили их и фары дозаправки в воздухе, имитируя посадку. Проходя прямо над палубой, я почему-то не увидел на ней людей, хотя до этого их там было много.
Майор в отставке В. Смородин
Источник: Белорусская военная газета
VL.RF- Сообщения : 481
Дата регистрации : 2011-03-19
Возраст : 54
Откуда : Восточное побережье России
Мои воспоминания о Монгохто
Начиная года так с 1982, мы с отцом, в основном по лету, ездили на рыбалку в п. Датта.
Тяжеловато было просыпаться в 4-е утра, но оно того стоило. Ехать куда-то, в темноте, на мотоцикле, частенько в туман, ловя лицом и ртом всех летающих насекомых безумно интересно.
После, в ожидании рассвета, я бесцельно бродил по песку и наблюдал, как мужики, долго и нудно вытаскивали из вод Тумнина огромных рыб. Это были таймени. Однажды и нам улыбнулась реально огромная удача. Отец поймал тайменя, морда и хвост которого вываливались из ванны.
Вот это, я вам скажу, был настоящий монстр. Больше, в своей жизни я не видел такую огромную рыбу.
Фото Василия Полякова и Дмитрия Шавелова
Тяжеловато было просыпаться в 4-е утра, но оно того стоило. Ехать куда-то, в темноте, на мотоцикле, частенько в туман, ловя лицом и ртом всех летающих насекомых безумно интересно.
После, в ожидании рассвета, я бесцельно бродил по песку и наблюдал, как мужики, долго и нудно вытаскивали из вод Тумнина огромных рыб. Это были таймени. Однажды и нам улыбнулась реально огромная удача. Отец поймал тайменя, морда и хвост которого вываливались из ванны.
Вот это, я вам скажу, был настоящий монстр. Больше, в своей жизни я не видел такую огромную рыбу.
Фото Василия Полякова и Дмитрия Шавелова
VL.RF- Сообщения : 481
Дата регистрации : 2011-03-19
Возраст : 54
Откуда : Восточное побережье России
Re: Монгохто – горизонт нашего солнца. Возвращение.
То, что будет опубликовано ниже, напрямую никакого отношения к Монгохто не имеет. Это очень грустная и загадочная история нашего (для нас уже конечно бывшего) соседа - Советско-Гаванского района. Связана она с освоением этого района и с тайнами того освоения.
Многие из нас, живших в свое время в Монгохто, были и в Советской Гавани (я и жил), и в Ванино, и в Заветах Ильича.
Эта история о людях, погибших при исполнении служебных обязанностей и преданных забвению. Она навеяла на меня воспоминания о наших районах, о пожарах шестидесятых и многом другом.
Многие из нас, живших в свое время в Монгохто, были и в Советской Гавани (я и жил), и в Ванино, и в Заветах Ильича.
Эта история о людях, погибших при исполнении служебных обязанностей и преданных забвению. Она навеяла на меня воспоминания о наших районах, о пожарах шестидесятых и многом другом.
Последний раз редактировалось: Володя (Вт 31 Янв 2012, 4:45 pm), всего редактировалось 1 раз(а)
VL.RF- Сообщения : 481
Дата регистрации : 2011-03-19
Возраст : 54
Откуда : Восточное побережье России
Забытый полк
Забытый полк
Капитан медицинской службы запаса Владимир Георгиевич Бабенко, много лет прослуживший на противолодочных кораблях Советско-Гаванского военно-морского района, а ныне пребывающий в отставке, любит бродить по лесу. Леса под Советской Гаванью щедры на грибы и ягоды, а лучше отдыха, чем день, проведенный на свежем воздухе, в тишине, среди деревьев, по мнению Владимира Георгиевича, придумать трудно.
В одно из таких путешествий набрел он на странное место: на довольно обширной территории то тут, то там виднелись полуразрушенные строения. При более тщательном осмотре Бабенко обнаружил и остатки шлагбаума, и будку часового рядом. У поросших кустарником фундаментов виднелись флагштоки. Сомнений не было: когда-то здесь располагалась крупная воинская часть. Но удивило не это, подобного добра по тайге разбросано немало. Лишь одна деталь заставила бывшего военврача задуматься: прямо на территории части находится кладбище. Владимир Георгиевич насчитал примерно 50 могил. Примерно потому, что некоторые почти сравнялись с землей, не сохранилось ни оградок, ни крестов, видимо, захоронения очень старые. На более поздних имеются металлические памятники с проржавевшими красными звездами и попорченными временем и сыростью табличками. Из всех надписей следовало, что похоронены здесь только военнослужащие, причем погибшие «при исполнении служебных обязанностей». Это-то и показалось Бабенко необычным: как бывший военный врач он знает абсолютно точно, что погибших «при исполнении» или умерших по какой-то другой причине во время несения службы солдат и офицеров никогда не хоронили при части, командование ставило в известность родных, и на родину отправлялся «груз-200».
Лучше всех сохранилась могила, датированная 1953 годом:
«Подполковник
Потемкин Александр Иванович.
Родился 18 января 1922 года.
Погиб при исполнении служебных обязанностей
18 июня 1953 года».
В тридцать один год подполковник, да еще в пятьдесят третьем, это говорит о многом. Что случилось в лесу под Советской Гаванью 51 год назад? Почему молодой и, видимо, перспективный офицер погиб в мирное время в районе, где не велись тогда никакие боевые действия? И главное: почему похоронен здесь, в таежной глуши?
Другая загадка: рядом с могилой подполковника Потемкина еще одна - Топоровой Зинаиды Павловны (возможно, отчество не точно). Родилась Зинаида в 1920 году, умерла (или погибла) в том же 1953 году, точную дату прочесть невозможно. На военном, сугубо «мужском» кладбище это единственная женская могила. Почему ушла из жизни 33-летняя женщина и почему похоронена рядом с подполковником? Случайное совпадение или нечто большее?
Вместе с Владимиром Георгиевичем мы обходим заброшенное кладбище. Обособленно от других - два больших братских захоронения. В каждом по пять могил. Все сохранившиеся надписи датированы одним днем: 3 июня 1961 года. Из них же следует, что под изъеденными ржавчиной жестяными венками с красными звездами погребены совсем молодые люди в возрасте от 22 до 25 лет. Для солдат срочной службы вроде многовато, а вот для выпускников военных училищ, младших лейтенантов или лейтенантов, возраст вполне подходящий. Прочесть удалось лишь несколько имен: Абдуллин Идрис Гайнутдинович, 15.05.40 - 3.06.61, Мягких Андрей Степанович, 21.09.39 - 3.06. 61, Пульчиновский Николай Несторович, ...1939 - 3.06.61.
Есть еще несколько более-менее сохранившихся могил военнослужащих, также погибших при исполнении служебных обязанностей:
Кусаинов Каирбек, 12.01.1940 - 30.02.1965; рядовой Смирнов Валентин Павлович, 20.02.1944 - 6.12.1965; Юрий Иванович Стешов, дату рождения прочесть невозможно, на табличке только год смерти - 1961; военный строитель (единственная могила, на которой указан род войск) Александр Александрович Петров, 27.10.1941 - 29.07.1964.
Все перечисленное - лишь малая часть захоронений. На покинутом всеми кладбище еще очень много ставших безымянными могил, поваленных полусгнивших памятников и крестов. Возможно, появились они еще в сороковые годы.
Первой инстанцией, в которой мы попытались получить информацию о находившейся здесь когда-то воинской части, был, конечно, военный комиссариат Советско-Гаванского района. Но военный комиссар Иван Васильевич Антончик сообщил, что никаких данных у него нет: часть очень старая, расформирована давно.
Ни в Ванинской межрайонной военной прокуратуре, ни в прокуратуре Советско - Гаванского военно-морского района ничего не знают ни о самой части, ни о заброшенном кладбище. И там, и там подтвердили: хоронить погибших в части не положено, разве что тело никем не востребовано.
Военные юристы высказали предположение, что часть была московского подчинения. Такая версия кажется вполне правдоподобной просто потому, что ситуация для Советской Гавани вообще нетипичная. В поселке Заветы Ильича, например, офицеры-подводники на собственные средства построили памятник своим погибшим в мирное время товарищам, а их имена навечно занесены в списки личного состава. Почти в каждой воинской части побережья Татарского пролива есть памятники, которые бережно сохраняются, возле них начинаются все праздники, торжественные построения. Это традиция.
Заброшенное кладбище расположено в районе ныне действующего гражданского аэропорта Майгатка. Но аэропорт возник сравнительно недавно, а в пятидесятые годы на этом месте была глухая тайга. Говорят, что когда-то здесь находился крупный военный аэродром. В лесу и сегодня можно отыскать остатки взлетно-посадочной полосы. В конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века поблизости базировался авиаотряд военных спасателей, позже переведенный в гарнизон военно-морской авиации поселка Монгохто Ванинского района. Возможно, там сохранились какие-то документы? Но заместитель командира гарнизона по воспитательной работе подполковник А.Г. Сдобников сообщил следующее:
- Когда авиаотряд перевели к нам, мы специально отправляли человека в наш Центральный архив, чтобы хоть что-то выяснить об этом кладбище. Но нет, в архиве ВМФ нет никаких упоминаний о части, располагавшейся в пятидесятые годы на этом месте. Нет, это была не наша часть, не военно-морская...
Очень пожилой человек, военный пенсионер Анатолий Павлович Ковтомеренко, проживающий в Советской Гавани, вспомнил, что в год смерти Сталина, именно летом 1953 года в небе над тайгой взорвался военный самолет. Погиб молодой подполковник, командир эскадрильи. Другие немногочисленные очевидцы тоже вспоминают этот случай. Был ли погибший командир эскадрильи тем самым Александром Ивановичем Потемкиным, чей прах покоится ныне на заброшенном лесном кладбище? Точных подтверждений этому нет. О двух братских могилах Ковтомеренко знает и того меньше, говорит лишь, что в начале шестидесятых годов, когда сильно горела тайга, ходили слухи то ли о задохнувшихся в дыму, то ли заживо сгоревших военнослужащих в какой-то отдаленной таежной части.
- О периоде с 1953 по 1965 ничего рассказать не могу, - говорит Галина Степановна Кашина, долгие годы проработавшая начальником торгового продовольственного отдела Советско-Гаванского военторга, - я тогда совсем молодая была. Но в семидесятых годах часть там была, я помню. И часть эта была абсолютно закрытой. На ее территории был магазин, но за товарами от них всегда приезжала машина. Никто из наших сотрудников там никогда не бывал...
Получается, что доступ в эту воинскую часть был закрыт даже ревизорам военторга, инспектировавшим магазины и продовольственные склады в самых отдаленных точках, на сопках, в тайге.
Еще один человек пытался выяснить правду о странном кладбище. Виктор Константинович Авдеев, четверть века прослуживший в Военно-морском флоте, ныне известный на побережье писатель, автор романа «Восточная одиссея Николая Бошняка», множества рассказов и стихов. Но даже ему, сумевшему обнаружить уникальные факты об экспедиции Бошняка, знающему историю Советско-Гаванского военно-морского района как свои пять пальцев, ничего узнать не удалось. Горечь от увиденного вылилась в строчки, вошедшие в его сборник «Стихи разных лет»:
...Между могил то там, то тут
Венки с остатками вощины,
Загнутый судоргою прут,
Да горы всякой чертовщины.
Не Богом выбранный удел,
Где просто грех подумать ложно -
Царят разруха, беспредел
И видеть это невозможно.
- Думается, на этом кладбище похоронено гораздо больше тайн, чем людей, - говорит Виктор Константинович. - Время-то помните, какое было. В пятидесятые-шестидесятые годы секретным было абсолютно все, а уж о закрытом военном аэродроме и говорить не приходится. Даже просто приехать в гости на побережье Татарского пролива можно было только по специальному пропуску, который и давали-то далеко не каждому. Родным офицеров и солдат, которые здесь похоронены, могли, конечно, сообщить: «Погиб при исполнении служебных обязанностей». Но место захоронения вполне могли и не назвать. Возможно, еще живы родственники, которые до сих пор не знают, что есть на свете место, куда можно приехать, цветы положить, помянуть...
Мы вовсе не посягаем на секреты военного ведомства. Этого в первую очередь не позволили бы те, кто покоится на заброшенном кладбище под ржавыми полуразрушенными памятниками. Но «ее величество» военная тайна сыграла со своими хранителями злую шутку, навсегда засекретив их имена самым надежным способом - забвением. С помощью офицеров военно-морского гарнизона поселка Заветы Ильича мы направили официальный запрос в Москву, в Центральный архив Министерства обороны.
Возможно, и среди читателей «Тихоокеанской звезды» найдутся те, кто узнает в перечисленных выше фамилиях своих знакомых или даже родных.
Есть во всей этой истории еще один момент. Кладбище это, кому бы оно ни принадлежало раньше, находится на территории Советско-Гаванского района. И, стало быть, должно бы находиться в ведении местного муниципалитета. Но одного лишь взгляда на поваленные оградки и покосившиеся памятники достаточно, чтобы понять, что до старых могил очень давно никому нет дела. И тайга медленно, но верно занимает сданные «без боя» позиции. В брошенной этой воинской части подполковник Александр Потемкин - самый старший по званию. И он, и его товарищи по оружию ждут, что в далекой Москве или где-то еще командиры обязательно вспомнят о них. Ведь в армии той великой страны, которой они служили, своих не бросали. Даже мертвых своих.
Ольга Демиденко.
http://smtp.toz.khv.ru/ Архив газеты "Тихоокеанская звезда" 2004 год
VL.RF- Сообщения : 481
Дата регистрации : 2011-03-19
Возраст : 54
Откуда : Восточное побережье России
Видео о Монгохто
Последний раз редактировалось: Володя (Чт 09 Фев 2012, 9:53 pm), всего редактировалось 1 раз(а)
VL.RF- Сообщения : 481
Дата регистрации : 2011-03-19
Возраст : 54
Откуда : Восточное побережье России
Видео о Монгохто
Последний раз редактировалось: Володя (Чт 09 Фев 2012, 9:54 pm), всего редактировалось 1 раз(а)
VL.RF- Сообщения : 481
Дата регистрации : 2011-03-19
Возраст : 54
Откуда : Восточное побережье России
Похороны экипажа Ту-142 (видео)
Похороны экипажа Ту-142
VL.RF- Сообщения : 481
Дата регистрации : 2011-03-19
Возраст : 54
Откуда : Восточное побережье России
VL.RF- Сообщения : 481
Дата регистрации : 2011-03-19
Возраст : 54
Откуда : Восточное побережье России
Re: Монгохто – горизонт нашего солнца. Возвращение.
Сообщество монгохтяне на Мэйл ру.
Василий Солманидин 22 февраля 2009 08:53
Я не жалею что пожил жизнь в этом чудесном заповедном краю который наполнен запахом тайги вперемежку с гарью, грохотом взлетающих самолётов , глубокими сугробами, лес полный грибов и всевозможных ягод, реки Дюанка и Тумнин, полные всевозможной рыбы. А кто забудет прелесть зимней подлёдной рыбалки в поселке Датта или в проливе. Это не забываемо, не так ли друзья!
Alexey Valerjevich 16 августа 2009 04:03
Я провел в Монгохто пять чрезвычайно увлекательных, познавательных лет! Зимы снежные, лета пасмурные и дождливые. Что касается флоры, из ягод которых было изобилие, запомнилась брусника, голубика, морошка. Из грибов: маслята, подосиновики, подберёзовики. Груздей ни разу не находил. Из деревьев в основном одни лиственницы. Навсегда запомнилась гарь керосина на гонках двигателей, сослуживцы, и просто люди, люди не такие как на западе или даже в Сибири, а гораздо лучше.
Раиса Яковлева 19 августа 2009 11:08
Прошло 50 лет с момента приезда в дивный гарнизон! Да, мы ровесники монгохтинской школы! В 69-м мы все почти разъехались учиться кто куда. Но память не отпускает и это прекрасно! Не даром говорят, что детские и юношеские воспоминания - самые яркие. А школа у нас была просто замечательная. Огромное спасибо преподавателям. Хотя у нас они были не просто преподаватели, а именно учителя - жили нашей жизнью и умело направляли нас.
vo bl 11 января 2011 16:52
Здравствуйте. Когда-то и я жил в славном гарнизоне Монгохто. Воспоминания прекрасные и ностальгически грустные. С удовольствием посмотрел фотографии на разных форумах о Монгохто.
Можно обновить эти фотографии, пожалуйста. Так хочется посмотреть на современную жизнь в гарнизоне. И, если есть возможность, добавьте еще фотографии СЕГОДНЯШНЕГО Монгохто. Спасибо.
VL.RF- Сообщения : 481
Дата регистрации : 2011-03-19
Возраст : 54
Откуда : Восточное побережье России
Re: Монгохто – горизонт нашего солнца. Возвращение.
Наталья Сергеевна, 02 марта 2012г.
Добрый день дорогие друзья, я сегодня совершенно случайно зашла на этот сайт и решила, что не могу оставаться в стороне. Я родилась и жила в Монгохто с 1949г. по 1957г. Мой отец после окончания военно-морского авивционого училища им.Молотова в 1947г.был направлен по месту службы сначала на Майгатку (это я помню с рассказов мамы, кажется потом этот поселок сгорел), потом в Монгохто. В моих документах о рождении (1949г.) значится г.Совгавань. Я смутно помню эти годы, помню военный городок тогда маленький среди тайги и кажется это был Монгохто, затем наша семья переехала в другой поселок, даже поселком это место назвать нельзя, два финских домика в тайге и всего 4 семьи, но как я помню близко к месту нового назначения отца командиром миноторпедной частью. Помню что в школу ходила в военный городок через тайгу по карягам в сопровождении собаки овчарки Джильды и все, потом отца перевели служить в Крым под Симферополь. И спросить сейчас не у кого, мама с папой умерли, их друзья и однополчане тоже. Остались кое-какие фотографии тех лет из архива родителей, да мои воспоминания о таежном детсве, помню как в баню войсковую ходили через КПП, где на шлагбауме настоящий медведь служил и у всех проходящих требовал пропуск- сладенькое что-нибудь, славный был мишка, потом пропал из части зимой и нашли его только весной, когда снег начал таять. Приучили его морячки к спирту и стал наш мишка заядлым алкоголиком. В то время заправочный материал для спецтехники был на основе спирта, вот мишка где-то нализался и уснул под крыльцом и замерз. Вот такая печальная история из детства. Как-то не принято было в то время родителям детей посвящать в личные воспоминания о своей жизни, детсве, юности, а жаль. Внукам рассказать нет чего, только фотки, которые цвет потеряли. А что касается форума в одноклассниках, так это хорошая идея. Кто из Вас молодых займется? И еще просьба, подскажите как разместить фотографии, я подберу что-либо из архива родителей за период 1947-1957г. С уважением Наталья Сергеевна Городецкая(Капусенко)
Nataliy- Сообщения : 1
Дата регистрации : 2012-03-02
Страница 3 из 10 • 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
аЗ int. news :: аЗ int. news :: RUSSIA :: МАЛАЯ РОДИНА
Страница 3 из 10
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Вс 13 Дек 2020, 5:05 pm автор Б&П
» Монгохто сегодня. Ветер перемен. Последние новости.(12+)
Пт 13 Ноя 2020, 12:28 pm автор Б&П
» BREAKING NEWS: ХАБАРОВСК. ПРЯМОЙ ЭФИР.
Сб 31 Окт 2020, 11:06 am автор Б&П
» Внимание! Штормовое предупреждение для Приморья
Чт 01 Окт 2020, 2:27 pm автор Б&П
» Почему провалился «азербайджанский блицкриг» в Карабахе
Чт 01 Окт 2020, 1:37 pm автор Б&П
» Тайфун "Хайшен" поворачивает на восток в Восточно-Китайском море
Вс 06 Сен 2020, 10:24 am автор Б&П
» Третий воскресный митинг против Лукашенко
Ср 02 Сен 2020, 10:29 am автор Б&П
» ДЕСЯТЫЙ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫЙ
Вт 01 Сен 2020, 9:56 am автор Б&П
» Кто на самом деле правит Россией
Пт 28 Авг 2020, 4:36 pm автор Б&П